Вопросы создания народных дружин

Ст инспектор 0000П УООП ГУ МВД РФ Татьяна Владимировна Чеботарева, тел 21-63-78. Дом Европы, 11.02.2021 г

Народные дружины создаются по инициативе граждан РФ, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов МСУ соответствующего муниципального образования и территориального ОМВД России на районном уровне.

Решение о внесении в региональный реестр народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности принимается в течение месяца с момента регистрации заявления в книге учета.

Границы территории, на которой может быть создана народная дружина, устанавливаются представительным органом МСУ, соответствующего муниципального образования. При этом на одной территории, как правило, может быть создана, только одна народная дружина.

Не допускается привлечение народной дружины к охране общественного порядка на территории за пределами установленных ей границ.

Народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр.

Не допускается создание народных дружин при политических партиях и религиозных объединениях, а также создание и деятельность политических партий и религиозных объединений внутри народных дружин.

Отряды содействия полиции и другие общественные объединения правоохранительной направленности оформляются по аналогии.

 

1 этап. Подача уведомления учредителем о создании народной дружины

По инициативе гражданина (учредителя) в органы МСУ соответствующего муниципального образования подается уведомление о создании народной дружины.

При создании народной дружины без образования юридического лица, регистрация в Управлении Министерства юстиции РФ по Иркутской области не предусматривается.

В уведомлении указывается:

  • учредитель народной дружины;
  • предполагаемое количество членов народной дружины;
  • кандидатура командира народной дружины;
  • протокол собрания.

На уведомлении глава администрации накладывает визу о согласии создания народной дружины и указывает (определяет) территорию обслуживания народной дружины. Например: Согласен с созданием народной дружины и кандидатурой командира, установить территорию обслуживания Свердловский район г.Иркутска.

Народная дружина устанавливает название.

Срок рассмотрения уведомления главой МСУ соответствующего муниципального образования не должен превышать 7 календарных дней.

2 этап. Подача заявления в органы внутренних дел о создании народной дружины

Учредитель подает в территориальный ОМВД России на районном уровне пакет документов:

  • заявление;
  • устав;
  • уведомление в органы МСУ (согласованное, где указана территория обслуживания);
  • ходатайство о согласовании кандидатуры командира народной дружины;
  • протокол заседания коллектива об избрании командира народной дружины;
  • автобиография (в произвольной форме) кандидата на должность командира народной дружины;
  • заявления членов народной дружины с приложением копии паспорта, фото (для удостоверения);
  • сведения (справки) из наркологического и психоневрологического диспансера на всех членов дружины.

 

В случае вступления в дружину новых членов по ним проводится проверка территориальными органами внутренних дел на районном уровне в рабочем порядке не более  30 дней.

Заявление учредителя регистрируется в территориальном ОМВД России на районном уровне в специальном журнале.

После регистрации в трехдневный срок ОМВД России на районном уровне направляют документы (на всех членов народной дружины, включая командира и учредителя) в УОООП ГУ МВД области для проведения проверки на привлечение к уголовной и административной ответственности.

При необходимости проводится проверка оперативными подразделениями, участковыми уполномоченными полиции территориального подразделения полиции.

Одновременно закрепленным сотрудником территориального ОМВД России на районном уровне проводится проверка содержания Устава народной дружины.

 

3 этап. Регистрация народной дружины в региональном реестре

Заявление учредителя и Устав народной дружины направляются в УОООП ГУ МВД области для регистрации в региональном реестре вместе с пояснительной запиской о результатах проверки членов (в т.ч. командира и учредителя) народной дружины по месту жительства (другие характеризующие документы).

Территориальным ОМВД России на районном уровне в случае установления сведений о том, что учредитель или командир народной дружины имеет судимость или имеются другие основания, которые влекут отказ в регистрации народной дружины, то материалы возвращаются учредителю с обязательным информированием главы МСУ.

Дружинникам, которые не могут быть приняты в народную дружину на основании ч. 2 ст. 14 ФЗ направляется аргументированный отказ.

УОООП ГУ МВД после получения документов готовит распорядительный документ о регистрации в региональном реестре народной дружины и свидетельство о регистрации.

 

4 этап. Заключение Соглашения о сотрудничестве

Органом МСУ на основании проверок территориального ОМВД России на районном уровне выдается удостоверение народным дружинникам и командиру народной дружины.

Оформляется трехстороннее соглашение, между руководителями МСУ, территориального ОМВД России на районном уровне и командиром народной дружины.

ПАМЯТКА

для народного дружинника

Народные дружинники осуществляют свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», Закона Рязанской области от 14.11.2014 № 75-ОЗ «О регулировании отдельных отношений, связанных с участием граждан в охране общественного порядка на территории Рязанской области», Устава народной дружины.

Основными направлениями деятельности народных дружин являются:

1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;

2) участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;

3) участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;

4) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника и использовать отличительную символику народного дружинника.

Запрещается использование удостоверения народного дружинника, либо использование отличительной символики народного дружинника во время, не связанное с участием в охране общественного порядка.

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;

2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;

3) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей в сфере охраны общественного порядка;

4) применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ;

Народные дружинники вправе отказаться от исполнения возложенных на них обязанностей в случае, если имеются достаточные основания полагать,что их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.

 

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка обязаны:

1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;

2) при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;

3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;

4) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;

5) выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;

6) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков;

7) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение народного дружинника.

Ответственность народных дружинников:

  1. За противоправные действия народные дружинники несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
  2. Действия народных дружинников, нарушающие права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Общие условия и пределы применения народными дружинниками физической силы:

  1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка могут применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимостив пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
  2. Перед применением физической силы народный дружинник обязан сообщить лицу, в отношении которого предполагается ее применение, что он является народным дружинником, предупредить о своем намерении и предоставить данному лицу возможность для прекращения действий, угрожающих жизни и здоровью народного дружинника или иных лиц.
  3. Народный дружинник имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, если промедление в ее применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или народного дружинника либо может повлечь иные тяжкие последствия.
  4. Народный дружинник при применении физической силы действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяется физическая сила, характера и силы оказываемого ими сопротивления.
  5. Народный дружинник обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, первую помощь, а также в случае необходимости принять меры по обеспечению оказания ему медицинской помощи в возможно короткий срок.
  6. О применении физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина, народный дружинник обязан незамедлительно уведомить командира народной дружины, который не позднее трех часов с момента ее применения информирует об этом соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
  7. Народным дружинникам при участии в охране общественного порядка запрещается применять физическую силу для пресечения правонарушений, за исключением случаев устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, а также в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения.

Гарантии правовой защиты народных дружинников и внештатных сотрудников полиции.

  1. Народные дружинники и внештатные сотрудники полиции при исполнении обязанностей народного дружинника или внештатного сотрудника полиции находятся под защитой государства. Их законные требования о прекращении противоправных действий обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами.
  2. Никто не вправе принуждать народных дружинников или внештатных сотрудников полиции исполнять обязанности, которые не возложены на них настоящим Федеральным законом. При получении указаний, противоречащих законодательству Российской Федерации, народные дружинники или внештатные сотрудники полиции обязаны руководствоваться настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
  3. Воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народного дружинника или внештатного сотрудника полиции в связи с их участием в охране общественного порядка либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 19.35 КоАП РФ «Воспрепятствование законной деятельности народного дружинника или внештатного сотрудника полиции».

Воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народного дружинника или внештатного сотрудника полиции в связи с их участием в охране общественного порядка либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей.

Народные дружинники могут быть исключены из народных дружин в следующих случаях:

1) на основании личного заявления народного дружинника;

2) при совершении народным дружинником, участвующим в охране общественного порядка, противоправных действий либо бездействии, повлекших нарушение прав и свобод граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;

3) в связи с неоднократным невыполнением народным дружинником требований устава народной дружины либо фактическим самоустранением от участия в ее деятельности;

4) в связи с наступлением обстоятельств, исключающих вступление в народную дружину.

Статья 19.36 КоАП РФ «Совершение народным дружинником или внештатным сотрудником полиции действий, нарушающих права и законные интересы граждан или организаций».

Совершение народным дружинником или внештатным сотрудником полиции, участвующими в охране общественного порядка, действий, повлекших нарушение или незаконное ограничение прав и законных интересов граждан или организаций, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Статья 39 УК РФ «Крайняя необходимость»

  1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.
  2. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.

Статья 37 УК РФ «Необходимая оборона»

  1. Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.
  2. Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства.

2.1. Не являются превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения.

  1. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на всех лиц независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения, а также независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

Правила оказания первой медицинской помощи.

Первая медицинская помощь это срочное выполнение мероприятий, необходимых при несчастных случаях и внезапных заболеваниях, меры срочной помощи раненым или больным людям, предпринимаемые до прибытия врача или до помещения больного в больницу.

В соответствии с законодательством Российской Федерации разрешенными лекарственными препаратами при оказании первой медицинской помощи являются: перекись водорода (обеззараживание ран), сульфацил натрия (капли в глаза при травме, попадании инородного предмета в глаз), активированный уголь или его аналоги.

Алгоритм оказания первой медицинской помощи.

  1. Остановиться, задуматься, решить, буду ли оказывать помощь пострадавшему, или ограничусь вызовом 03.
  2. Вызвать скорую помощь (с городского телефона – 03, с сотового телефона – 112).
  3. Убедиться, что спасающему ничего не угрожает.

Если есть угроза, которую без риска для собственной жизни устранить невозможно, не подходить к месту происшествия, вызвать спасателей и другие неотложные службы. Пострадавшего никуда не двигать и ниоткуда не вытаскивать.

  1. Придание человеку безопасного положения.

Для того, чтобы человек, находящийся без сознания, или способный потерять его в любой момент, не задохнулся при западении языка или не захлебнулся рвотными массами, при возможности перекладываем его в безопасное положение (на неповрежденный бок).

  1. Создание психологического и физиологического комфорта. Ожидание прибытия скорой помощи.
  2. Постоянный контроль состояния пострадавшего.

Порядок заступления народного дружинника на дежурство по охране общественного порядка.

  1. Планирование выходов дружинников на дежурства осуществляется командирам народной дружины и согласовываются с органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, начальником территориального органа МВД России на районном уровне и отражается в ежемесячных Планах работы народной дружины.
  2. Дружинники, назначенные на дежурство, прибывают в территориальный орган МВД России на районном уровне либо в заранее определенное место за 15 минут до начала инструктажа. О своем прибытии сообщают оперативному дежурному указанного подразделения либо руководству по месту выполнения задачи.
  3. На инструктаже приводятся примеры действий дружинников при участии их в охране общественного порядка, отмечаются недостатки и упущения в работе, проверяются знания дружинником своих прав и обязанностей, объявляются результаты предыдущего дежурства, определяется готовность дружинников к дежурству, доводится информация о состоянии общественного порядка на территории обслуживания, ставятся краткие и понятные задачи, задаются контрольные вопросы, предлагаются для решения практические вводные, разбирается порядок их действий в конкретных ситуациях, в том числе особых и нестандартных условиях, напоминаются меры безопасности. В заключение инструктажа руководитель территориального органа МВД России на районном уровне отвечает на вопросы и обращает внимание на необходимость соблюдения мер безопасности, законности, вежливого и внимательного отношения к гражданам.
  4. При совместном дежурстве с сотрудниками территориального органа МВД России на районном уровне задачи дружинникам, место их дежурства, а также состав нарядов определяется руководителями (уполномоченными должностными лицами) территориального органа МВД России на районном уровне, о чем сообщается дружинникам на инструктаже.